Системный оператор американского штата Калифорния опубликовал итоговый отчет о веерных отключениях потребителей в августе 2020 года
Системный оператор американского штата Калифорния CAISO по поручению губернатора опубликовал итоговый отчет о веерных отключениях потребителей, подготовленный совместно с отраслевым регулятором (California Public Utilities Commission, CPUC) и Комиссией штата по энергетике (California Energy Commission, CEC*).
В условиях экстремальной жары в период с 14 по 19 августа в энергосистеме штата сложилась чрезвычайная ситуация, когда CAISO был вынужден ввести режим повышенной готовности и впервые почти за двадцать лет задействовать веерные отключения потребителей.
В предварительном отчете, опубликованном в октябре 2020 г., в качестве основных выводов было указано, что действующие механизмы формирования баланса производства и потребления электроэнергии (мощности) недостаточно эффективны, чтобы справляться с экстремальными погодными явлениями**, а оптовый рынок электрической энергии (мощности) не работает должным образом в аварийных ситуациях. В итоговый отчет вошли дополнительные данные, которые не были доступны при подготовке предварительного анализа, но они не повлияли на ранее сделанные выводы о том, что необходимость веерных отключений была вызвана не одним, а тремя факторами одновременно:
- Из-за жары, установившейся на Западном побережье, спрос на электроэнергию (мощность) превысил объем доступных энергоресурсов, запланированных для его покрытия, так как существующие процедуры планирования не рассчитаны на экстремальные погодные условия.
- Существующие процедуры планирования также не обеспечивают достаточный объем ресурсов для удовлетворения спроса в ранние вечерние часы, что снизило возможности для балансирования энергосистемы и при сильной жаре еще больше ухудшило ситуацию.
- Ряд действующих правил рынка на сутки вперед усугубил сложности с поставками электроэнергии (мощности) извне, когда энергосистема штата работала в крайне напряженных условиях.
Меры, необходимые для обеспечения надежного электроснабжения в дальнейшем, которые CAISO реализует совместно с CPUC и CEC уже с августа прошлого года, включают:
- Внесение изменений в нормативно-правовую базу для поддержания надежности в чрезвычайных ситуациях, чтобы повысить требования к объему закупок для покрытия спроса летом 2021 г. В рамках этой процедуры CPUC уже направил указание трем энергокомпаниям – крупным производителям электроэнергии – подготовить контракты на дополнительные поставки электроэнергии (мощности), и одновременно запросил предложения от потребителей с управляемой нагрузкой (Demand Response) о дополнительном снижении потребления в летние месяцы 2021 г. и 2022 г., которое может потребоваться в период прохождения так называемого пика чистого потребления, который возникает после прохождения абсолютного дневного пика потребления в ранние вечерние часы, когда выработка солнечной генерации уже отсутствует или очень незначительна. Комиссия продолжит оценивать доступные объемы поставок электроэнергии (мощности) и предложения, поступившие как со стороны генерации, так и от объектов Demand Response.
- Завершение CAISO анализа влияния на обеспечение балансовой надежности новых требований CPUC к объему закупок мощности. Текущие рекомендации системного оператора предусматривают пока применение целевых показателей, предложенных регулятором, к обоим «критическим» максимумам потребления в течение дня – абсолютному и пику чистого потребления – в период с июня по октябрь в 2021 г.
- Ускорение CAISO процедуры внесения изменений в правила работы энергорынков, чтобы к июню 2021 года рыночные механизмы позволяли поддерживать требуемый фактический баланс производства и потребления электроэнергии (мощности) в сложных режимных условиях. Поправки в рыночные правила должны обеспечить правильное планирование на рынке на сутки вперед, оптимальные графики экспорта электроэнергии (мощности) в соседние штаты и справедливый расчет выплат или штрафов для энергоресурсов, задействованных в балансировании энергосистемы. CAISO также работает над расширением участия накопителей энергии в оказании услуг по балансированию, с расчетом на значительный объем вводов новых генерирующих мощностей, которые ожидаются в энергосистеме к следующему лету и позднее. Кроме того, системный оператор планирует добиться внесения изменений в действующие правила плановых отключений генерирующего оборудования.
- Продолжение CPUC мониторинга соблюдения сроков завершения проектов строительства объектов генерации и накопительных комплексов, в настоящее время реализуемых на территории Калифорнии, чтобы гарантировать в том числе отсутствие нормативных барьеров для завершения всех работ вовремя. CAISO, со своей стороны, продолжит проработку вопросов их подключения к электрической сети.
- Координацию CAISO и CEC своих действий с неподконтрольными CPUC организациями, чтобы обеспечить при необходимости возможность дополнительных закупок электроэнергии (мощности).
- Продолжение CEC вероятностных исследований для оценки возможных дефицитов мощности в энергосистеме Калифорнии в перспективе и определения необходимого объема резервов мощности для обеспечения требуемого уровня надежности.
- Повышение эффективности оповещений о необходимости снижения потребления электроэнергии (Flex Alerts***), чтобы максимально усилить все доступные конечным потребителям меры по снижению нагрузки потребления в периоды экстремальной жары.
- Подготовку CAISO, CPUC и CEC предложений по усовершенствованию правил скоординированного взаимодействия в чрезвычайных ситуациях, включая обновление протоколов связи и разработку планов совместных действий. Планы совместных действий, в свою очередь, должны быть основаны на мерах, принимавшихся под руководством администрации губернатора на всей территории Калифорнии для смягчения чрезвычайной ситуации и предотвращения возникновения дефицита мощности в период 17-19 августа 2020 г.
Официальный сайт CAISO
* Специальное подразделение в составе California Natural Resources Agency, одного из органов исполнительной власти Калифорнии. Комиссия несет основную ответственность за реализацию энергетической политики штата и стратегическое планирование в отрасли.
** Аномально сильная жара на Западном побережье, как в августе 2020 г., – крайне редкое явление, которое бывает в среднем раз в 35 лет, но считается, что его вероятность учащается в связи с глобальным потеплением.
*** Flex Alert —обращение системного оператора ко всем потребителям с призывом о добровольной экономии электроэнергии в период, когда спрос начинает превышать предложение, в первую очередь, при аномально высокой температуре окружающего воздуха. От потребителей требуется по возможности установить режим кондиционера на температуру не ниже 78°F (если это позволяет состояние здоровья), не включать основные бытовые электроприборы после 15:00 и отключить свет везде, где он не нужен. Выпуск Flex Alert соответствует оповещению CAISO о чрезвычайной ситуации первого уровня (Stage 1 Emergency), когда существует или прогнозируется дефицит резервов мощности.