Subscribe to news

Европейская комиссия предлагает реформу структуры рынка электроэнергии ЕС для стимулирования использования ВИЭ, лучшей защиты потребителей и повышения конкурентоспособности промышленности

27 March 2023, 12:44
Tags: Европа, Евросоюз, ENTSO-E

1244 views

Европейская комиссия (ЕК) предложила реформировать структуру рынка электроэнергии ЕС, чтобы ускорить рост использования ВИЭ и поэтапный отказ от потребления природного газа, сделать потребительские счета на оплату электроэнергии менее зависимыми от волатильности цен на ископаемое топливо, улучшить защиту потребителей от скачков цен и потенциальных рыночных манипуляций в будущем, а промышленность ЕС сделать более «чистой» и конкурентоспособной.

Предлагаемая ЕК реформа предусматривает пересмотр нескольких законодательных актов ЕС для улучшения структуры рынка электроэнергии Евросоюза, включая внесение изменений в Правила (ЕС) 2019/943 и (ЕС) 2019/942, а также Директивы (ЕС) 2018/2001 и (ЕС) 2019/944. Для улучшения защиты ЕС от рыночных манипуляций на оптовом энергетическом рынке Еврокомиссия предлагает внести соответствующие изменения в Правила (ЕС) № 1227/2011 и (ЕС) 2019/942.

Реформа предусматривает меры, которые стимулируют заключение долгосрочных контрактов с производителями электроэнергии, не использующими ископаемые виды топлива, и применение более чистых по сравнению с использованием природного газа решений по повышению гибкости энергосистемы, таких как ценозависимое снижение потребления и накопители энергии. Это уменьшит влияние ископаемого топлива на стоимость электроэнергии для потребителей, а также обеспечит отражение в ценах на электроэнергию более низкой стоимости ВИЭ. Кроме того, предлагаемая реформа будет способствовать развитию открытой и честной конкуренции на европейских оптовых энергетических рынках путем повышения прозрачности и целостности рынка.

Создание энергетической системы, основанной на использовании ВИЭ, будет иметь решающее значение не только для снижения стоимости электроэнергии для потребителей, но и для обеспечения устойчивого и независимого энергоснабжения в странах ЕС в соответствии с европейским «Зеленым курсом». Предлагаемая ЕК реформа энергорынка, которая является частью Промышленного плана «Зеленого курса», также позволит европейской промышленности получить доступ к возобновляемым и недорогим источникам энергии, что является ключевым фактором декарбонизации и перехода к «зеленой» энергетике. Для достижения энергетических и климатических целей ЕС к концу этого десятилетия использование ВИЭ должно утроиться.

Защита и расширение прав и возможностей потребителей

Высокие и нестабильные цены на энергоносители, подобные тем, которые наблюдались в 2022 г., легли чрезмерным бременем на потребителей. Предложение ЕК позволит потребителям и поставщикам извлечь выгоду из большей стабильности цен на электроэнергию за счет использования энергетических технологий на базе возобновляемых и неископаемых видов топлива, даст потребителям возможность широкого выбора контрагентов и получения более четкой информации перед подписанием контрактов, чтобы у них была возможность зафиксировать долгосрочные цены на надежные поставки электроэнергии, что позволит избежать чрезмерных рисков и волатильности цен. В то же время потребители по-прежнему смогут выбирать контракты с динамическим ценообразованием, чтобы воспользоваться изменчивостью цен и покупать электроэнергию, когда она дешевле (например, для зарядки электромобилей или работы тепловых насосов).

Помимо расширения возможности выбора поставщиков электроэнергии для потребителей, реформа также направлена на укрепление стабильности цен за счет снижения риска отказа поставщика от выполнения своих обязательств. Предложение ЕК обязывает поставщиков управлять своими ценовыми рисками, по крайней мере, в пределах объемов поставок по фиксированным контрактам, чтобы быть менее подверженными скачкам цен на энергоносители и волатильности рынка, а также обязывает государства-члены ЕС назначать гарантированных поставщиков, чтобы ни один потребитель не остался без электроэнергии.

Также ЕК предлагает значительно улучшить защиту уязвимых потребителей . В рамках предлагаемой реформы государства-члены ЕС будут защищать уязвимых потребителей, имеющих задолженность по оплате электроэнергии, от отключения электроэнергии. Кроме того, предложения ЕК позволят государствамчленам распространять действие регулируемых розничных цен на электроэнергию на домашние хозяйства, а также на малые и средние предприятия в случае энергетического кризиса.

ЕК предлагает также пересмотреть правила совместного использования ВИЭ. Потребители смогут инвестировать в ветровые или солнечные парки, а также продавать излишки электроэнергии, выработанной кровельными солнечными установками, соседям, а не только своему поставщику электроэнергии.

Чтобы повысить гибкость энергетической системы, государства-члены ЕС теперь должны будут оценить свои потребности, установить цели для повышения энергетической гибкости, не связанной с ископаемыми видами энергии, и будут иметь возможность внедрять новые схемы поддержки, особенно для управления потреблением и хранения энергии. Реформа также позволяет системным операторам обеспечивать снижение спроса на электроэнергию в часы пиковых нагрузок. Наряду с этим предложением ЕК также выпустила рекомендации для государств-членов ЕС по продвижению инноваций, технологий и мощностей для хранения энергии.

Повышение предсказуемости и стабильности цен на электроэнергию для повышения конкурентоспособности промышленности

За последний год многие компании серьезно пострадали от чрезмерно волатильных цен на энергоносители. Для повышения конкурентоспособности промышленности ЕС и снижения ее подверженности волатильности цен ЕК предлагает содействовать внедрению более стабильных долгосрочных контрактов, таких как соглашения о покупке электроэнергии (PPA), с помощью которых компании обеспечивают собственные прямые поставки электроэнергии и, таким образом, могут получать прибыль от более стабильных цен на электроэнергию, вырабатываемую из ВИЭ и неископаемого топлива. Для устранения существующих барьеров, таких как кредитные риски покупателей, реформа обязывает государства-члены обеспечить доступность рыночных гарантий для PPA.

Чтобы обеспечить производителям электроэнергии стабильность доходов и защитить отрасль от волатильности цен, вся государственная поддержка новых инвестиций в малодоходную возобновляемую и неископаемую генерацию должна осуществляться в форме двусторонних контрактов на разницу цен (CFD), в то время как государства-члены обязаны направлять избыточные доходы на поддержку потребителей. Кроме того, реформа повысит ликвидность рынков для долгосрочных, так называемых «форвардных» контрактов, которые фиксируют цены на электроэнергию в будущем. Это позволит большему количеству поставщиков и потребителей защитить себя от чрезмерной волатильности цен в течение более длительных периодов времени.

Также будут введены новые обязательства по содействию интеграции ВИЭ в энергосистему и повышению предсказуемости производства электроэнергии ВИЭгенерацией. К ним относятся обязательства системных операторов по обеспечению прозрачности принимаемых мер в отношении сетевых перегрузок и проведение приближенных к реальному времени торгов в целях их ликвидации.

Наконец, для обеспечения конкурентных рынков и прозрачного ценообразования Агентство по сотрудничеству регуляторов в энергетике (ACER) и национальные регулирующие органы получат расширенные возможности для мониторинга целостности и прозрачности энергетического рынка. В частности, обновленное Положение о целостности и прозрачности оптового энергетического рынка (REMIT) обеспечит лучшее качество данных, а также усилит роль ACER в расследовании потенциальных случаев злоупотребления рыночным положением трансграничного характера. В целом это усилит защиту потребителей и промышленности ЕС от любых рыночных злоупотреблений.

Для вступления в силу предлагаемая ЕК реформа должна быть обсуждена и согласована Европейским парламентом и Советом.

ENTSO-E поддерживает ключевые аспекты предложений ЕК по реформе структуры рынка электроэнергии, но видит возможности для их улучшения

Европейская ассоциация системных операторов ENTSO-E приветствует публикацию законодательных инициатив ЕК по реформированию структуры рынка электроэнергии. ENTSO-E поддерживает цели предложений ЕК по оптимизации текущей структуры рынка электроэнергии для декарбонизированной энергетической системы и повышения доступности электроэнергии для потребителей.

ENTSO-E поддерживает меры, направленные на предотвращение искажения краткосрочных энергорынков, что в конечном итоге обеспечивает сбалансированность и безопасность европейской энергосистемы, признание роли энергетической гибкости, которая требует оценки. ENTSO-E также поддерживает положения, направленные на усиление роли ценозависмого спроса и защиту потребителей.

По словам генерального секретаря ENTSO-E Сони Твохиг, приоритеты, предложенные ЕК, в целом совпадают с теми, которые ENTSO-E определила в своем видении будущей энергетической системы углеродно-нейтральной Европы.

Однако ENTSO-E считает, что в настоящее время в предложениях ЕК отсутствуют некоторые ключевые элементы. В частности, ENTSO-E считает необходимым улучшить инвестиционные сигналы для поддержания балансовой надежности, чтобы обеспечить потребителей надежной и доступной электроэнергией, когда это необходимо.

ENTSO-E также испытывает некоторые опасения по поводу воздействия ряда конкретных мер, которые были включены без надлежащей оценки их воздействия, и могут оказать негативное влияние на функционирование энергорынка (например, включение в законодательство подробных положений о времени закрытия внутрисуточных рынков, механизмов компенсации для шельфовой ВИЭ-генерации с использованием доходов от ликвидации сетевых перегрузок, обязательное развитие региональных виртуальных центров для форвардных энергорынков). Эти меры можно было бы рассмотреть в рамках будущей более всеобъемлющей рыночной реформы, если в результате тщательной оценки их воздействия будет доказана прямая выгода от их реализации.

В ближайшее время ENTSO-E продолжит детальный анализ предложений Еврокомиссии и оценку их последствий для европейской энергосистемы.

Официальные сайты Европейской комиссии, ENTSO-E